«Об этой новости неделю
В порту кричали рыбаки»
В. Агатов
Песня из кинофильма «Два бойца»
Московский художник Алексей Ланцев будто бы соревнуется со своими зрителями. Общеизвестно: сколько бы дней, месяцев или даже лет ни потратил самый замечательный автор на свои бессмертные творения, скорость их восприятия на выставке или в музее примерно одна — и исчисляется минутами. А в особо ответственных случаях, начиная с «Джоконды», — так и единицами этих минут, причём это чрезвычайно поощряется как раз служителями того самого изобразительного искусства.
Трезво осознавая скорость такого восприятия, автор выставки в отведённые его работам минуты внимания стремится сообщить её посетителю, в первую очередь, самую главную информацию о заинтересовавших его самого сюжетах. Кто, где, при каком освещении. Словно бы в погоне за художниками существовавшей на рубеже 1930-х группы «Тринадцать», а потом и другими российскими авторами, стремившимися рисовать «в темпе жизни» уже в оттепельные 1960-е, художник начала XXI века выбирает заведомо динамичные сюжеты со многими персонажами и почти не отвлекается на лирическое созерцание происходящего. Стремительные движения кисти сами оказываются частью содержания жанровых композиций Алексея Ланцева. В этот раз — связанных с повседневной прибрежной жизнью: художник вдохновляется буднями моряков, браконьеров и рыбаков, просто отдыхающих…
Надо сказать, сиюминутность и легкомысленность автора — напускные. Особенно это ясно после разглядывания натурных рисунков, ставших впоследствии основой бодрых по цвету и узнаваемых по цветовой гамме листов, которые и составляют костяк нынешней экспозиции. Если бы не по-своему наивная привязанность современного зрителя именно к цвету, монохромные рисунки Ланцева следовало бы считать не просто подступами к заявленной теме, но ловким, точным и, главное, самодостаточным её воплощением.
И потом, рыба. Один из постоянных мотивов — а значит, примета хорошего тона — десятков европейских авторов в искусстве разных десятилетий ХХ столетия, от самого его начала и до «дней последних донца». Страшно перечислять имена. Притом, что рыболовецкая, да и вообще корабельная, романтика, все эти палубы, якоря и брюки клёш — не только «хороший тон», но также и подлинная «тема труда», а блеск волн и движение над ними облаков — история, одинаково притягательная для живописцев и рисовальщиков самых разных «вероисповеданий».
В общем, перед вами предстанет выставка, пахнущая морем. Идеальный, между прочим, сюжет, когда сезон дальних путешествий маячит где-то за горизонтом. Работы Алексея Ланцева ждут своего зрителя, как рыба ждёт своего рыбака: в водной глубине, но недалеко от причала.
Сергей Сафонов