top of page
En
Ru
Евгений Асс
Ландшафты

8 - 23 октября, 2013, Галерея Роза Азора

Название выставки - «Ландшафты» - провоцирует пейзажные ожидания: но они оправдаются не вполне. Пейзаж отличается от ландшафта жанровой определенностью: некий вид местности, заведомо задающий дистанцию наблюдателю. Ландшафт же предполагает разную оптику – от пристальной (ландшафт поверхности: фактура и даже текстура) до дальнозоркой и предельно обобщенной (конструктивная схема природного объекта – тоже ландшафт). В графике Евгения Асса эти разные оптики, можно сказать, дружески сочетаются.
В основе его рисунка всегда – некое натурное, географически определенное впечатление. Почти кроки, набросок - впрочем, заведомо структурированный много более чем полагается наброску; скорее, своего рода план пейзажного вида или отдельной детали пейзажа (дерево, осока, берег), представляющей образ или знак целого. (Учитывая, что автор – архитектор по основной специальности, мышление «планами» и способность сразу увидеть конструкцию выглядит естественно). Можно посмотреть на этот мотив в упор – и тогда в нем обнаружится «растр» карандашных штрихов или расплывов соуса – собственно, поверхность не предмета, а графики как таковой; подчеркнуто «близорукое» восприятие чревато абсолютизацией фактуры, переходящей в абсолютизацию личного художнического почерка с его энергетикой и «драйвом». Но можно посмотреть издалека – и тогда фактура исчезнет, зато откроется элементарная архитектоника пространства как такового – земля, горизонт, небо: координаты мира, подлежащего медитативному созерцанию. 
Натура в данном случае есть повод для исследования, которое распространяется и на нее самое (вплоть до молекулярного уровня), и на языковые возможности работы с ней; материя вещи незаметно становится материей пластического языка, – то есть, высказывания о вещи. Относительно конкретное переходит в окончательно абстрактное путем совсем незначительной редукции составляющих: это происходит наглядно, и процесс движения от «просто минимализма» к минимализму предельному не мешает опознать исходный образ, сведенный теперь к обозначению его осей и силовых линий. Но, не теряя идентичности, этот образ в то же самое время может стать «квантом» некой новой, возникающей на глазах и претендующей на цельность, структуры; будучи выведен из-под власти привычных изобразительных обстоятельств, он оказывается помещен в перспективу авторского творения, где пространство, презрев жанровые обязанности, строится теперь по вольному закону формообразования. 
Можно назвать это своего рода аналитическим реализмом: ведь «деконструкция» здесь способствует внятному считыванию мотива, его «проявке». Но аналитика выглядит ненасильственной – спокойная созерцательная интонация этой графики лишена активных волевых оттенков. Просто смотреть, просто вживаться. 


Галина Ельшевская

Объект 1993

Объект 1993

Пярну 1991

Пярну 1991

Телега 1992

Телега 1992

Горизонт 1996

Горизонт 1996

Ню

Ню

bottom of page